Фрагмент для ознакомления
2
Таяние многовековых арктических льдов обуславливает открытие огромных перспектив богатейшего ресурсного потенциала региона. Арктика имеет и большое военное стратегическое значение, особенно для России.
Ключевыми игроками в регионе являются пять приарктических государств, имеющих протяженные арктические побережья и фактически разделяющие Арктику на сектора – Россия, Дания, Канада, США, Норвегия, а также статус наблюдателей за деятельностью региона имеют – Исландия, Швеция и Финляндия, пытающиеся воспользоваться многочисленными богатствами арктической земли. Более того последнее время характеризуется все большим интересом со стороны неарктических государств, в первую очередь стран Восточной Азии .
В политической науке долгое время в подвешенном состоянии сохранялась дискуссия по поводу освоения Арктики, которая сводится к постановке двух вопросов – противостояние или сотрудничество? Толчками для этого обсуждения послужили уточнение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане и возведение флага Российской Федерации на дне океана. Тем временем мировая общественность жила в страхе о будущих войнах за ресурсы, о конфликтах на почве того, кому принадлежит Арктика и как следствие о начале холодной войны. Но несмотря на обострение соперничества на Северном полюсе, прежде всего в лице Соединенных Штатов Америки, эти события не переросли в разрозненную конфронтацию, а наоборот приобретают статус диалога и конструктивного сотрудничества .
В этой связи Арктика в системе международных отношений – одна из наиболее актуальных тем, обсуждаемая политическими деятелями различных стран как на внутригосударственном уровне, так и на международной.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы Арктики в современных международных отношениях.
Задачи:
- описать вопросы борьбы за Арктику в современных геополитических условиях;
- рассмотреть правовой статус Арктики в международных отношениях;
- изучить вопрос обеспечения суверенитета над территорией Арктического пространства;
- описать вопрос развития Северного морского пути;
- проанализировать обеспечение военной безопасности и развитие военного потенциала Арктического пространства, безопасности северных границ;
- изучить вопрос развития экономического потенциала России в Арктике.
Объект исследования – Арктика с точки зрения международных отношений. Предмет исследования – проблемы, перспективы развития Арктики на международной арене.
Глава 1 Современное состояние международного сотрудничества в Арктике
1.1 Борьба за Арктику в современных геополитических условиях
Арктический регион представляет собой территорию, богатую энергетическими ресурсами, редкоземельными металлами и минералами, разнообразием животных и рыб. Это приводит к тому, что между государствами возникает борьба за обладание данным пространством или конкуренция за расширение влияния над ним. Однако международные акторы также осознают важность стратегического сотрудничества, особенно в связи с последствиями, вызванными глобальным потеплением .
Интенсивнее всего они проявились именно в Арктическом регионе, где повышение температуры опережает среднемировые среднегодовые показатели как минимум в два раза .
Несмотря на то, что изменение климата в Арктике открывает новые возможности для расширения некоторых видов экономической активности, в частности, освоения запасов возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, оно также несет в себе многочисленные угрозы как для материально-производственной деятельности, так и для полярной экосистемы, здоровья и
традиционного уклада жизни коренных народов. Ускорение трендов на потепление в Арктике может повлиять на стабильность климатического комплекса не только в Северном полушарии, но и на планете. Поэтому нет ничего удивительного в том, что приполярные государства стремятся совместными усилиями обеспечить устойчивое развитие рассматриваемого региона и защиту окружающей среды в целом.
19 сентября 1996 г. был учрежден Арктический совет, куда вошли Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США – так называемые «арктические государства». В качестве цели данной организации обозначены сотрудничество, координация и взаимодействие между ними, а также коренными общинами и остальными жителями Арктики в связи с фундаментальными вопросами, в частности, проблемами устойчивого развития и сохранения экосистемы названного региона.
Важно понимать, что Арктический совет представляет собой закрытый клуб, поскольку появление новых арктических государств не планируется.
Именно на циркумполярных акторах лежит особая ответственность за указанную территорию. При этом важно отметить, что арктические государства являются таковыми не по собственному желанию: географический фактор формирует объективную реальность, а не попытку изолировать Арктику от влияния других стран.
«Когда какие-то внерегиональные державы пытаются доказать, что их интересы в Арктике столь же естественны, как, допустим, у России или Норвегии, это выглядит, по меньшей мере, странно. Арктика – это не свободная территория для колонизации» .
Несмотря на сказанное, интерес неарктических государств к обозначенному региону постоянно нарастает. Наиболее активными из них являются Китай, Индия, Великобритания, Германия, Италия, Южная Корея и Сингапур. Данные акторы участвуют во встречах Варшавского формата, организуемых более 10 лет по инициативе Польши. В ходе их проведения неарктические страны обсуждают вопросы своей деятельности в Арктике.
Вместе с тем, у таких субъектов есть возможность получить статус наблюдателя Арктического совета, чем они могут обеспечить себе постоянный мониторинг за развитием политико-дипломатических и стратегических процессов в Арктике . Однако им следует понимать, что ни одно из неарктических государств не сможет реализовать свои амбиции в высоких широтах без согласия и содействия со стороны стран региона, а также Арктического Совета: «Он останется главной площадкой для обсуждения вопросов сотрудничества и согласования позиций полярной «восьмерки». С этим придется считаться всем» .
Фрагмент для ознакомления
3
1) "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022)//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22916/6082a63e586c9895cba9c7b98c7541a106d93efd/ (дата обращения 09.01.2023)
2) "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (утв. Президентом РФ 18.09.2008 N Пр-1969)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119442/ (дата обращения 09.01.2023)
3) "Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года" (утв. Президентом РФ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142561/ (дата обращения 09.01.2023)
Статьи, монографии
4) Барышев Е., Арктика: безопасность как основа развития туризма // Гражданская защита. — 2021. — № 10. — С. 24-26
5) Богачев В. Ф. Щеголькова А. А. Перспективы использования военно-морского потенциала России в Арктике // Управление инновационным развитием арктической зоны РФ. 2017.С. 27-30.
6) Веремий М.Д. Проблема делимитации арктического пространства на современном этапе//РОССИЯ И МИР: ДИАЛОГИ. 2020. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 209-219
7) Горохова Л., За ними - будущее Арктики // Российская Федерация сегодня. — 2021. — № 12. — С. 40-41
8) Гутенев М. Ю., Северный морской путь в арктической политике РФ // Мировая экономика и международные отношения. — 2019. — Т. 63, № 1. — С. 83-87.
9) Дмитриева Т. Е., Опорные зоны развития Российской Арктики: содержание, рейтинги и проекты // ЭКО. — 2019. — № 1. — С. 41-59
10) Киргизова Е. В., Уйман Е. С. Международное сотрудничество в Арктике: проблемы и перспективы//МОЛОДЕЖНЫЕ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. материалы Всероссийских круглых столов. Тюмень, 2022. С. 5-8
11) Кознева Е. А. Репневский А. И. Проблемы международно-правового статуса Арктики в научно-фантастическом романе Ж. Верна «Вверх дном» (1889г.): репрезентация фактов и открытие перспектив / // История и культура русского Севера и Арктики. 2018. С. 84-89.
12) Комков Н. И., Анализ основных факторов инновационного развития регионов Арктической зоны РФ // Проблемы прогнозирования. — 2019. — № 1. — С. 33-40
13) Лукин, Ю.Ф. Великий передел Арктики / Ю.Ф. Лукин. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет, 2010. – 400 с.
14) Моругина П.Ю., Пархомчук М.А. Правовой статус Арктики в международных отношениях//ПРАВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов. 2019. С. 83-87
15) Полярная магистраль. Из истории освоения Северного морского пути // Артерии Арктики: транспорт региона вчера, сегодня, завтра. – М.: АО «Издательство Дороги», 2018
16) Путь к природным кладовым. Северный морской транспортный коридор и его роль в освоении минеральных ресурсов Арктической зоны России// Артерии Арктики: транспорт региона вчера, сегодня, завтра. – М.: АО «Издательство Дороги», 2018.
17) Раилян М. С. Современные аспекты международно–правового статуса Арктики // Наука сегодня: задачи и пути их решения. 2017. С. 183-185.
18) Смирнова А. Т. Атлыгина В. А. Развитие арктических регионов для обеспечения экономической безопасности РФ // Петербургский экономический журнал. 2017. No2. С. 119-127
19) Сохоев А., Во главе Арктического совета // Гражданская защита. — 2021. — № 10. — С. 4-5
20) Трошанина Ю. А. Проблемы международно-правового регулирования в Арктическом регионе // Новая наука и образовательный потенциал как ключевые критерии общественного прогресса. 2017. С. 352-357
21) Харламова Ю.А. Борьба за Арктику в современных геостратегических условиях//АРКТИКА 2035: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ. 2020. № 3. С. 16-27
22) Штыров В. А. Арктика и Дальний Восток. Величие проектов. («Коллекция Изборского клуба»). – М.: Книжный мир, 2018.